Печать и тонирование фотографий с помощью кофе.

Не только кофе бывает альтернативным, но и фотография. Альтернативной или нетрадиционной называют фотографию, в процессе съёмки, проявки или печати которой использовались нетрадиционные методы. Например, съёмка происходила на консервную банку вместо фотоаппарата. Или плёнку проявили аскорбиновой кислотой вместо проявителя. Или фотоотпечаток тонировали вином.

Кофе оказался тем ещё фотолюбителем. Он умеет делать практически всё: и проявлять, и тонировать.  Разве что снимать на кофе нельзя. Зато можно снимать на банку из-под кофе.  Это называется пинхол.

Проявка плёнки с помощью кофе – довольно сложный и непредсказуемый процесс. И, не будучи большими специалистами в этом деле, всё-таки не будем затрагивать эту тему. Тем более, что проявка плёнка кофе порой кажется альтернативным процессом ради альтернативного процесса, а не ради какого-то конкретного эффекта. Другое дело – печать или тонирование с помощью кофе.  Работа с позитивным изображением, с бумагой позволяет создать очень  атмосферные, стилизованные под ретро  отпечатки.  Кроме того, печать и тонирование позволяют проводить бесконечные эксперименты, в то время как при проявке плёнки кофе ваши негативы рискуют быть загубленными первым же неудачным опытом.

Начнём с печати.  Любой стандартный фотографический проявитель состоит из двух веществ – проявителя и активатора. В качестве проявителя могут выступать различные вещества, в числе которых оказался и кофеин. Ну а побыть активатором вполне способна обычная сода. Этот простейший проявитель получил название – кофенол, и использовать его можно как для проявки плёнки, так и для проявки бумаги. Вот один из рецептов для бумаги:

вода – 8 унций или 226 грамм,

сода – 3 чайные ложки,

растворимый кофе – 6 чайных ложек,

витамин C (аскорбиновая кислота) – 1 чайная ложка.

Обратите внимание, что кофе лучше использовать растворимый, просто потому, что он хороши растворяется и не оставляет осадка,  и кофеина в нём предостаточно. Время проявки сопоставимо с обычными универсальными проявителями. Такими как Ilford Universal Paper Developer.  Говорят, что пахнет от такого раствора отнюдь не кофе, зато какая красота получается.

 

Фото: Tom Overton. Chicago Towers.

Что касается тонирования, то тут всё ещё проще.  Здесь уже не нужен кофеин как проявляющее вещество, от кофе требуется просто цвет. И, наряду со своими собратьями чаем и вино, кофе позволяет добиться очень интересных оттенков.

Просто сварите кофе средней крепости, дайте ему остыть и опустите туда ваш отпечаток. Чем меньше вы держите ваш отпечаток в кофе, тем более светлые тона получите. Чем больше – тем более тёмные.

Предварительно изображение можно отбелить для большего эффекта, а можно просто перед  тонированием смочить отпечаток в воде в течение 5-7 минут.  По наблюдениям, окрашивание кофе больше подходит тёмным отпечаткам, появляется благородный золотой оттенок. В то время как светлые отпечатки могут уйти в желтизну. Но это всё дело экспериментов.

 

Фото: Terri Sprinkle. See Rock City.

Источники:

http://theartofphotography.tv/episodes/toning-prints-with-tea-and-coffee/

http://www.alternativephotography.com/wp/toning/toning-black-white-photographs-with-organic-materials

https://sites.google.com/site/tomovertonimages/caffenol

Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!