О первых кофейнях.

Кого только ни обвиняет нездоровое общество в своих бедах. Кто и что только не мешает «добропорядочным» гражданам исповедовать их любимые «традиционные» ценности, чтобы они под ними не подразумевали. Не избежал этой участи и казалось бы такой привычный нам сейчас напиток как кофе. Когда-то и он «подрывал христианские устои, наносил ущерб экономике, был разнозчиком смуты» и даже «мешал» законопослушным гражданам плодиться и размножаться. Но, обо всём по порядку.

В течение почти ста лет кофе в Англии был популярнее традиционного чая. Но роль у него была совершенно другая, не такая как у чая. Кофе пили не в тихом семейном кругу, а в кофейнях и только мужчины (в те дикие времена женщин в общественную жизнь не пускали). Они обсуждали бизнес, политику и литературные произведения. К 1700-му году в Лондоне было уже более двух тысяч кофеен, по одной на каждые 300 жителей.

Подробно о происходящем в этих учреждениях рассказывает дневник Сэмюэля Пеписа, английского чиновника морского ведомства, автора знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев периода Стюартовской Реставрации. Кофейни, наряду с театрами, стали неотъемлемой частью общественной жизни Лондона. Чиновники из Королевского флота часто встречались там, чтобы обсудить финансовые новости и заключить договора. Частыми гостями также были поэт Джон Драйден и композитор Генри Перселл. Как написал историк культуры Вольфганг Шивельбуш, тот факт, что стимулирующий, а не опьяняющий напиток смог собрать вместе такое количество людей, свидетельствует о настоящей фуд-революции в Европе.

Не все, однако, согласились, что кофе был благом для Англии. Дело в том, что в те времена весь ассортимент ввозился из Османской империи, и некоторые решили, что кофейное зерно это зловещая «магометанская ягода», которая вредит не только традиционному английскому элю, но и христианским ценностям. Один публицист утверждал, что увлечение кофе наносит ущерб английской экономике, снижая спрос на эль и пиво. Он также жаловался на то, что многие бизнесмены проводят слишком много времени в кофейнях в ущерб своему бизнесу.

В 1679-м году вышла знаменитая «Петиция женщин против кофе», в  которой англичанки жаловались, что их мужья слишком много времени впустую проводят в кофейнях. Кроме того, они предупредили, что кофе вызывает импотенцию и «делает мужчин бесплодными, как пустыня, откуда несчастная ягода и была привезена».

В 1673-м году  в памфлете, озаглавленном  «Нравы кофеен», внешний вид и вкус кофе сравнивался с «напитком ведьм из мертвых черепах». В типичной кофейне, по утверждению автора, воняло табаком хуже, чем в аду. Сам напиток подавался в грязных горшках, с которых хозяева соскабливали сажу и её же заваривали. Иногда сажу заменяли на кофе, но «но по вкусу они были настолько похожи, что ни один кофейный критик бы не отличил». Кроме того, кофейни в памфлете называются притонами, ведущими подрывную деятельность, где «каждый парень в камлоте (вид одежды) считает приемлемым для себя обсуждать дела церкви и государства, осуждать декреты парламента и общих советов». Современные пропагандисты такой памфлет бы явно одобрили, ведь он сработал: в 1675-м году была выпущена королевская прокламация, направленная против кофеен. Несмотря на это число кофеен продолжало расти.

Конечно, кроме критиков, у кофеен были и свои защитники. В 1675-м году в противовес пафлету о нравах кофеен, был выпущен другой, оправдательный памфлет. Его автор утверждал, что кофе служит «несравненным средством для растворения грубости, утешения мозга и успокаивания желудочных соков», а также отличным противодействием ревматическим болям, вызванным избытком влаги. Дальнейший текст повествует о том, что несмотря на то, что поначалу напиток может показаться немного странным, впоследствии он обязательно станет приятным и восхитительным. Акцент делается уже не на «подрывной деятельности кофеен», а, наоборот, на их социальных добродетелях. Автор пишет, что кофейни подняли общественный дискурс на новый уровень, ведь их посетителями стала самая образованная и граждански активная часть общества - новый «средний класс».  Коммерческий успех Лондона того времени автор тоже увязывает с кофейнями, поскольку заключение договоров и проведение переговоров в этих учреждениях представляется ему гораздо более продуктивным, чем в тавернах и пивных.

Со временем чай всё-таки вытеснил кофе из сердец жителей Англии, но напиток успел стать и остался в истории как символ свободомыслия и прогресса.

По материалам: http://ineedcoffee.com/before-there-was-tea-there-was-coffee/

Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!