Культура кофе в Японии.
Японская культура, с одной стороны, совершенно уникальная, с другой любящая заимствования, в отношении кофе также идёт по пути подражания. В последние годы в Токио, как и в США, кофе среди молодых людей становится всё более и более модным напитком.
Всё началось, конечно же, со старого доброго Старбакса. Да, безусловно, до прихода в Японию американского гиганта там была знаменитая розничная сеть Doutor, но качество кофе в ней оставляло желать лучшего, он был лишь источником кофеина. Старбакс же начал постепенно приучать посетителей к спешиалти кофе, к более удобоваримому вкусу, пускай для начала и изрядно пережаренному и залитому молоком и всевозможными топпингами.
"Starbucks представили кофе в Японии в новом свете. Они увеличили число кофеманов и способствовали росту всего японского рынка кофе ", - говорит Масао Ямасита, исполнительный директор Японской Ассоциации кофе.
До появления Старбакс, то есть до 1996 года рынка спешиалти кофе в Японии вообще не существовало.
Сейчас же любовь японцев к хорошему кофе порой доходит до крайностей, что нисколько не удивительно, любовь ко всему у них порой доходит до крайностей. Так, особой популярностью в Японии почему-то пользуются дорогущие элитные сорта. Эта страна - главный экспортёр кофе Ямайка Блю Маунтин (более 80% ямайского кофе выращивается для Японии). Причём, японские экспортёры предъявляют к нему особые, очень высокие требования, прописывая всё: вплоть до допустимого содержания в почве различных химических элементов.
Характерной для Японии можно считать историю компании-микрообжарщиков Maruyama Coffee . В США или Норвегии, например, «третья волна кофе» случилась вследствие внутреннего развития, в Японию же она пришла опять же скорее как подражание. Жажда знаний о спешиалти кофе заставляла «Маруяма» вместе с другими обжарщиками организовывать встречи с «продвинутыми» в кофейном плане представителями из других стран. И вот как-то Кентуро Маруяма оказался на вечеринке в круизе с такими известными производителями кофе как Solberg & Hansen. Встреча с норвежцами дала Маруяме понять, насколько кофе в Японии ещё далёк от совершенства. Чтобы исправить это, Маруяма решил пойти ва-банк. Конечно, с чего же начать как не с победителей Cup of Excellence, это же Япония, чего мелочиться. Но уже без тени иронии можно сказать, что этот шаг дал свои результаты. Теперь Maruyama Coffee регулярно участвуют в аукционах CoE, и в одноименной кофейне можно отведать кофе от победителей последних лет.
Другой характерный пример японской кофейной культуры – кофейня и обжарочная Streamer Coffee Roasters, также базирующаяся в Токио. Название, дизайн интерьера и даже облик бариста в вязаных шапочках напоминает скорее не японскую, а североамериканскую кофейню, причём в лучших традициях. Создаётся впечатление, что у этих ребят основное внимание уделено скорее внешним проявлениям: латте-арту и прочим красивостям. До замороченных на вкусе норвежцев им ещё далеко. Впрочем, это лишь чисто внешнее поверхностное впечатление, которое с большой долей вероятности
может быть ошибочным.
Есть в Токио и филиал знаменитой Intelligentsia coffee - identity COFFEEBAR + GALLERY. Кроме выдающегося американского кофе и умничающих бариста, вы найдёте здесь ещё и галерею современного искусства.
Японские бариста достигли довольно высокого уровня и регулярно принимают участие в мировых чемпионатах. Так, бариста из «Маруямы» Мики Сузуки – она одна из немногих женщин в преимущественно мужской мировой кофейной элите. В 2011 она заняла 5 -ое место на мировом чемпионате бариста, а в 2012 – четвёртое.
Что ж, несмотря на то, что японским обжарщикам ещё далеко до своих кумиров из Америки и Скандинавии, японская кофейная культура находится на стадии активного развития и в скором времени вполне может выйти в лидирующие позиции.