Кто такой Max Havelaar?
Вы наверняка заметили, что на многих упаковках кофе, в особенности французского или швейцарского, стоит значок Fair Trade Maх Havelaar. Кто же такой этот Макс Хавелаар и что всё это значит?
Оказывается, Макс Хавелаар - это вымышленный персонаж, придуманный нидерландским писателем Эдуардом Доувесом Деккером, выступающим под псевдонимом Мультатули. «Макс Хавелаар или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» - главный роман Деккера, речь в нём идёт о приключениях голландского офицера-идеалиста, который пытается бороться с несправедливостью и угнетением сборщиков кофе в голландских колониях в Индонезии. Роман этот во многом автобиографичный, так как сам Деккер, родившийся в семье капитана дальнего плавания, большую часть жизни провёл в Индонезии, где по мере сил старался бороться с несправедливостью и произволом колониальных властей, впрочем, параллельно попадая в карточные долги. По роману даже был снят фильм в 1976, который получил ряд призов и номинацию на Оскар в категории «лучший иностранный фильм», а имя Макса Хавелаара стало нарицательным и впоследствии дало название организации Fair Trade (честная торговля).
Движение за честную торговлю началось в Европе ещё в 60-х годах, но лишь в 1988 году, когда Нико Рузен и голландский миссионер Франс ван дер Хофф создали организацию Maх Havelaar, началась деятельность по сертификации продукции Fair Trade, что позволило продавать товары справедливой торговли не только в специализированных магазинах, но и в обычных.
Впоследствии идея была подхвачена и другими странами. «Max Hevalaar» - это организация Франции, Нидерландов, Бельгии, Норвегии и Щвейцарии. Германия, Австрия, Италия, США, Канада и Япония создали организацию «Transfair», Великобритания и Ирландия – «Fairtrade Mark», Швеция – «Rättvisemärkt», Финляндия - "Reilu Kauppa". В 1997 сходство между этими организациями привело к созданию Международной Организации Маркировки Справедливой Торговли — FLO (англ. Fairtrade Labelling Organizations International). FLO — это организация-зонтик. Её задачи: выпускать стандарты, поддерживать, инспектировать и сертифицировать производителей, согласовывать послание Справедливой Торговли внутри движения.
В 2002 FLO выпустило знак International Fairtrade Certification. Его цель — сделать знак более заметным на полках супермаркетов, упростить международную торговлю и упростить процедуры, как для производителей, так и для импортёров. В настоящий момент, этот знак сертификации используется более чем в 50 странах и на сотнях различных продуктов.