Кофевино.
Кофевино. Что-то одно. Выбрать давно не получается.
Земфира. «Кофевино».
Кофе и вино – два непростых напитка, имеющих много общего. Во-первых, и то, и другое – продукты, имеющие гастрономическую ценность. Во-вторых, оба эти напитка оставили большой след в истории и культуре. У вина, конечно, более длинный и впечатляющий послужной список, там и Древняя Греция и Библия, зато кофе получил большую популярность у современной богемы, вспомним хотя бы фильм Джима Джармуша «Кофе и сигареты». И тот, и другой напиток сопровождают персонажей книг и кинофильмов, героев песен в самые драматичные моменты их жизни. И порой, как в песне Земфиры, выбрать что-то одно между ними не получается.
Но, оставим лирическое отступление. Сравним кофе и вино как гастрономические товары. И тот, и другой продукт выращиваются в конкретных регионах с соблюдением определённых условий. И в том, и в другом случае вкус напитка из одного региона совсем не похож на вкус напитка из другого. И в том, и в другом случае конечный продукт – плод усилий большого количества людей.
Хорошие кофе и вино и употребляет похожим образом. Сначала оценивают аромат, затем делают глоток, определяя составляющие сложного вкусового букета. Плохие же кофе и вино пьют не глядя, морщясь от кислоты или горечи, но, не придавая этому значение, главное это градус алкоголя или процент кофеина. Из дешёвого вина делают сангрию и глинтвейн, а плохой кофе засыпают сахаром и заливают молоком.
Самые простые столовые вина можно сравнить с тем кофе, на упаковке которого вы может найти лишь расплывчатые названия вместо страны происхождения и региона. Также как и столовое вино, этот кофе – купаж различных сортов неизвестного происхождения. Также как на бутылках столовых вин не указан год урожая, на упаковке такого кофе не указывается дата обжарки. Процесс изготовления и такого кофе, и такого вина максимально механизирован. Цель и того, и другого – создать нечто нейтральное для не слишком взыскательных потребителей.
В противовес им - марочные вина и совершенно другой кофе. Марочное вино - это вино, получаемое по специальной технологии из определенных сортов винограда или специально подобранной их смеси, характеризуемое тонкостью вкуса и аромата. Абсолютно то же самое и с кофе. Выращенные в определённых условиях с применением только органических удобрений, собранные на определённых плантациях и обработанные определённым образом, уникальные моносорта кофе обжариваются по точно найденному, присущему и подходящему только этому кофе профилю.
Однако, отличий в подходе к этим двум продуктам тоже хоть отбавляй. Так цена на бокал хорошего вина в ресторане не сравнима с ценой на чашку хорошего кофе. А размер винной карты не сравним с размером кофейной.
Все так привыкли к изысканной репутации вина, что никто не возмущается рассказам о его разнообразных ароматах, но стоило «третьей волне» кофе с её акцентом на вкус войти в моду, появились разговоры о ненужной элитарности и снобизме. Cомелье в ресторанах, разглагольствующие о букетах и трепетно относящиеся к каждой бутылочке, воспринимаются как должное, в то время как бариста, с таким же трепетом, суетящиеся вокруг своих кемексов и пуроверов, почему-то вызывают легкое раздражение у некоторых потребителей. Никому не приходит в голову настаивать, что вино должно быть со вкусом вина, а не фруктов, шоколада или надломленных тюльпанов, для вина совершенно естественно обладать всеми этими вкусовыми нюансами, это то, что называют букетом. А вот аналогичный разговор о кофе некоторым кажется прерогативой далёких от простых смертных дегустаторов и прочих профессионалов.
В чём же причина такой несправедливости? Вероятнее всего дело в том, что индустрия вина не только лучше организована в плане выращивания, но и в плане последующего продвижения своей продукции. Спросите любителя вина о его любимом вине, и он пустится в пространный и вдохновлённый рассказ о том, за какие именно нотки он любит это вино, с какого виноградника и когда собран урожай. Он, может быть, даже расскажет, какой рецензии и какого рейтинга удостоилось это вино в специализированном издании.
Спросите же любителя кофе о его любимом напитке, и он с большой вероятностью назовёт лишь бренд. А даже если кто-то и вспомнит страну происхождения своего любимого кофе, то вряд ли назовёт регион.
И дело не в том, что потребителей не интересует, какой кофе они пьют. Скорее всего, причина в недостатке знаний, понимания и словарного запаса, чтобы проанализировать и оценить качество кофе.
Нельзя не признать, что и в плане организации, и в плане информирования о своей продукции кофейная индустрия может многому поучиться у винной.
Возьмём, к примеру, вопрос о происхождении. В отношении вина широко распространено понятие терруара (terroir) — совокупности почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности (рельеф, роза ветров, наличие водоемов, лесных массивов, окружающего животного и растительного мира), определяющих тип и особенности вина, кофе и чая. Несмотря на то, что в определении упоминается и кофе, в большей степени оно, конечно, относится к вину. Например, виноградный сорт шардоне, выращенный в Шабли, имеет свои особенности по сравнению с тем же шардоне, но из других регионов: прохладный климат региона, находящегося на северной границе зоны промышленного виноградарства, а также известковые почвы обуславливают повышенную кислотность и сравнительно низкое количество фруктовых ноток. И качество вина из региона Шабли контролируется государственными органами.
В кофейной индустрии также присутствует разделение на районы и плантации, но, очевидно, что винная индустрия в этом вопросе ушла намного дальше, ведь она имеет дело с понятием региона происхождения в течение сотен лет. Даже самый старый регион, такой как ямайский Blue Mountain, не был зарегистрирован в качестве товарного знака в США вплоть до 1986 года.
Многие страны кофе-производители уже начали неофициально разграничивать регионы, выделять различные микроклиматы по всей стране. Районы различают по количеству выпадаемых осадков, высоте произрастания, особенностей почвы и условий обработки. Конечно, эти разграничения ещё имеют мало общего с определениями, принятыми в винодельческой промышленности, но они определённо помогают лучше понять взаимосвязь вкуса и места произрастания.
Некоторые индивидуальные фермерские хозяйства стараются самостоятельно перенять винодельческий опыт. Берут весь контроль над урожаем в свои руки: организовывают каппинг-лаборатории, строят собственные станции обработки, корректируют свои технологии в зависимости от конкретного урожая.
Второй важный элемент, в котором вино вышло далеко вперёд это маркетинг. Получение великолепного кофе из определённого региона с соблюдением всех условий выращивания и обработки не будет иметь никакого значения для покупателя, если он не будет знать о важности всех этих процессов.
В винной индустрии существуют определённые рейтинговые системы, основанные на вкусе, текстуре, аромате и балансе, - всех тех характеристиках, которые присущи и кофе, и вину.
В кофейном мире существует Cup of Excellence («чашка совершенства») – система международных конкурсов и аукционов высококачественных сортов кофе. Победители этого конкурса получают отметку Cup of Excellence и продаются по определённой, более высокой цене. Но, во-первых, речь идёт только о зелёном зерне, во-вторых, всё-таки это конкурс, а не рейтинг. В-третьих, оценка обжаренного зерна, по-прежнему остаётся крайне субъективной. Впрочем, некоторые кофе-производители просят оценить свой продукт жюри из независимых авторитетных международных судей и выставить ему определённый рейтинг по аналогии с вином, но это единичные случаи, не получившие распространения в мировой практике.
Что ж, кофе, как более молодому собрату, ещё многому предстоит научиться у вина, но у него всё ещё впереди, всё только начинается.