Что такое Cup of Excellence?
Возможно, вы когда-то сталкивались со словосочетанием «победитель Cup of Excellence» в описании высококачественных сортов кофе на интернет-сайтах, и возможно даже что-то слышали о периодически проводимом конкурсе «Чашка совершенства». Но Cup of Excellence («Чашка совершенства») это не просто конкурс, это целая программа и товарный знак, владельцем которого является Alliance for Coffee Excellence Inc. (ACE) - некоммерческая организация, базирующаяся в США. ACE работает в партнерстве с организациями кофепроизводящих стран, проводит конкурсы и отбор лучших сортов кофе с последующим аукционом и продажей лучшего продукта по ценам, которые он заслуживает. В дополнение к ежегодным конкурсам и аукционам, ACE также проводит обучающие курсы по каппингу и обжарке для профессионалов.
Конкурсы и аукционы Cup of Excellence проводятся по всему миру, в том числе в Восточной Африке, Центральной и Южной Америке, включая, такие страны как Бурунди, Бразилию, Колумбию, Коста-Рику, Сальвадор, Гватемалу, Гондурас, Мексику, Никарагуа и Руанду. Большинство экспертов сходятся во мнении, что общее качество кофе в этих регионах значительно повысилось после вовлечения в программу Cup of Excellence.
Каким образом проводится соревнование? Каждый год кофепроизводящие страны, входящие в программу CoE, представляют лучшие образцы урожая текущего года на конкурс, причём каждое фермерское хозяйство, независимо от своего размера, может представить один образец бесплатно. Конкурс проводится открыто и контролируется третьей стороной для обеспечения честности и прозрачности на всех этапах. Сам по себе он представляет из себя каппинг, проводимый жюри из дегустаторов, имеющих опыт кап-тестинга не менее трёх лет.
В общей сложности конкурс имеет шесть раундов. Каждый каппинг проводится вслепую, так что ни один из судей не знаком с сортами, которые оценивает. Первые три раунда проводятся жюри, состоящим из профессиональных дегустаторов принимающей страны, и каждый раунд исключает из конкурса кофе, набирающий менее 85 баллов. После третьего раунда остаётся не более 60 образцов, которые и отправляются на суд международного жюри.
Заключительные три раунда оцениваются международным жюри, которое состоит из импортеров, покупателей и других квалифицированных капперов из основных стран-потребителей. В конце концов, остаётся десять образцов, которым выставляется рейтинговая оценка. Победившие фермеры награждаются на специальной церемонии, а тем, чьё кофе набирает более 90 баллов, уделяется особое внимание. Для многих из них это один из самых волнующих моментов в жизни. Застенчивые деревенские ребята, никогда прежде не находившиеся в центре внимания, пожимают руку послам и другим высокопоставленным лицам и принимают аплодисменты за то, что вырастили лучший в мире кофе. Но это далеко не единственная их награда за тяжёлую работу.
После церемонии награждения, победивший кофе готовят к продаже. Образцы из каждой выигрышной партии отправляются покупателям, которые предварительно зарегистрировались для участия в предстоящих торгах в Интернете. Аукцион проводится онлайн на сайте в течение шести недель после окончания соревнования. В результате торгов на кофе победителей конкурса устанавливается цена в диапазоне от $ 5 до $ 25 за фунт. Сравните эту цену со средней ценой, которую Старбакс платит за фунт кофе, а это $ 2,36, и вы поймёте, почему Cup of Excellence является стимулом для фермеров развивать кофейную культуру в стране.
Движение CoE во многом напрямую связано с направлением Direct Trade (альтернатива Fair Trade). Деньги, которые фермеры получают в результате продажи своего кофе, после конкурса инвестируются не только в улучшение условий жизни фермеров, но и в новый урожай. Награда, получаемая за превосходный кофе, поощряет производителей кофе к инновациям их методов производства, в результате конечный продукт становится всё лучше и лучше.
CoE также можно назвать неотъемлемым элементом так называемой «третьей волны кофе», захватившей мир в последние десять лет. В прежние времена сложность и уникальность вкусов отдельных моносортов кофе часто терялась в процессе небрежной обработки или обжарки, фермеры не получали признания, а происхождение кофе никого не интересовало. Цены, устанавливаемые на кофе, были совершенно не справедливы, а наткнуться на высококачественный продукт можно было только по чистой случайности. С появлением же программ вроде CoE или Direct Trade мир по-настоящему вкусного кофе становится всё более понятен, открыт и доступен для рядовых потребителей.
Победители CoE - по определению ограниченный товар, так что, если вы видите значок CoE напротив сорта в меню кафе или на пачке любимого обжарщика, можете быть уверены, чашка этого кофе имеет все шансы оказаться настоящим совершенством.