Честная торговля: борьба за кофе и человечность.
Принцип честной торговли («fair trade») один из постулатов так называемого кофе класса спешиалти. Но что включает в себя это понятие?
В отношении кофе смысл честной торговли заключается не только в социальной справедливости, поддержки маленьких фермерских хозяйств, но и в повышении качества продукта. Если фермер будет знать адекватную цену на свой продукт, в лучшую сторону измениться не только его жизнь, но и качество кофе.
Качество зелёного зерна зависит не только от генетики кофейного дерева или природных условий, в которых оно растёт, большое и порой решающее влияние имеет человеческий фактор. То, насколько бережно фермеры следят за урожаем, какие условия создают для растущих деревьев, насколько тщательно работники фермы собирают ягоды с ветки, насколько хорошо они обрабатываются, насколько тщательно отбираются, как хранятся до и во время транспортировки.
В то же время получается, что люди, от которых зависит львиная доля вкуса кофе, сам напиток никогда в жизни не пробовали и имеют очень смутные представления о том, что продают. Работая с таким тонким и чувствительным продуктом как кофе, они действительно кажутся похожими на близоруких принимающих в бейсболе. Соответственно они не могут потребовать адекватную цену за свой продукт. Самый важный этап пути кофейного зерна оказывается самым низкооплачиваемым. Доход получают перекупщики, импортёры и экспортёры, пробующие и отбирающие кофе. Покупая хороший кофе по низкой цене, они перепродают его по завышенной. В результате фермеры, вырастившие исключительный кофе, остаются такими же бедными, а богатеют на нём другие. Нет денег – нет и стимула стараться, улучшать качество.
Люди, разыскивающие по всему миру лучший кофе для своих компаний, постепенно пришли к выводу, что найти его будет гораздо легче, если посвятить тех, кто выращивает кофе, в мир кофе, как бы парадоксально это ни звучало, попытаться передать им свою страсть.
Intelligentsia coffee во главе с Джеффом Уоттсом создали проект по обучению фермеров в Руанде культуре спешиалти кофе. Были выпущены даже иллюстрированные руководства, с рассказом о том, как должен выглядеть кофе, как его жарить в местных условиях в кастрюльке на огне, как молоть в ступке, розданы комплекты с кастрюльками, ступками и пестиками, проведены тренинги в деревнях о том, как обжаривать, молоть и готовить кофе. Intelligentsia coffee также организовывали встречу фермеров с разных уголков мира в Лос-Анжелесе. Они делились опытом друг с другом, с обжарщиками, с бариста и возможно впервые увидели, как бережно и серьёзно готовят выращиваемый ими кофе.
Следует также заметить, что в отношении Intelligentsia coffee и других адептов так называемой «третьей волны», речь идёт уже не о Fair Trade, а о Direct Trade (прямая торговля) – альтернативой официальной сертификации Fair Trade, которая, по их мнению, обладает рядом существенных недостатков, не обеспечивает прямого взаимодействия с фермерами. Так, согласно Fair Trade, индивидуальное фермерское хозяйство не может быть включено в сертификацию, если не является частью кооператива. Недовольны «третьеволновцы» и взносами, которые должны платить фермеры за право участвовать в сертификации, и размером вознаграждения, который они получают за свой кофе, и теми темпами, с которыми происходит улучшение качества.
Пол Катцеф (Paul Katzeff) из Thanksgiving coffee также создал целую большую программу по продвижению культуры спешиалти кофе среди фермеров. Получив грант от Агентства США по международному развитию (USAID), вместе с коллегами он написал «Манифест кофейных дегустаторов» о необходимости проведения квалифицированных дегустаций на фермах и организовал в Никарагуа дегустационные лаборатории. «Манифест» содержит руководство по дегустации и иллюстрации с рекомендациями по технике сбора, обработки, сушки зёрен. 6000 копий манифеста были распространены в Никарагуа, 5000 тысяч в Колумбии, 2000 в Перу. Кроме этого, Thanksgiving coffee организовали ещё несколько программ, поддерживающих местные кооперативы фермеров в Руанде, Уганде и других странах.
Цель создания дегустационных лабораторий в том, чтобы пробовать кофе на разных этапах, находить причины плохого вкуса и, возможно, на месте, решать эти проблемы. Незамеченные и неотобранные дефекты среди в целом прекрасного зерна намного снижают стоимость партии. А ведь этого можно было бы избежать, если бы фермеры были бы лучше осведомлены и обучены отбору. Главная цель создания лабораторий в том, чтобы фермеры знали цену на тот продукт, который производят. Это позволит сократить количество посредников и потребовать справедливую оплату от покупателя зерна.
В своём манифесте Пол Катцеф признаётся, что впервые приехал в Никарагуа в качестве бизнесмена в поисках лучшего вкуса, а уехал как человек, посвятивший себя борьбе за справедливость. Для него любовь к кофе оказалась неотделима от любви к человеку, а свой манифест он посвятил всем тем, кто хочет, чтобы «кофе был таким же сладким как революция».
Вот и ответ на вопрос, что такое честная торговля. Это неотделимые друг от друга борьба за вкус и за человека.